Спасибо за культпросвет! Ну что же, сегодня завершаю самоназначенный челлендж. Буду отвечать на вопросы Лазаря. Звучали вопросы так: "Исландские мифы (или милфы). Механическая природа страха. Почему котики такие милые на каком-то уровне сознания?" Ну и раз уж заданы они одним комментарием, то и отвечу на них одним постом.
В этот раз с поиском информации проблем особо не возникло. Но вот подумать, про что каждый вопрос, всё-таки пришлось.
Итак, исландские мифические милфы. Это очевидно про хюльдр. Особую норвежскую и датскую нечисть, перешедшую по наследству и исландцам. Выглядят как очень красивые женщины с коровьим или реже лисьим хвостом и нечёсаными волосами. И с дырой в спине. Большинство хочет стать человеком, для чего ей надо выйти замуж за мужчину.
Казалось бы, нечисть и нечисть, что тут помимо описания рассказывать. Но два момента, которые можно упомянуть, всё-таки есть. Во-первых, у скандинавов и исландцев отношение к нечисти отличается от нашего. Не знаю, как оно было в старину, но сегодня всякие домовые и лешие для нас личности. То есть, может домовых и много, на каждый дом, но люди рассматривают их не как популяцию, а как каждое конкретное существо. Мол, мы не с домовыми вообще дипломатические отношения заводим, и не законы леших вообще блюдём. А договариваемся с конкретным живущим в нашем доме дедушкой, и чествуем конкретного лесного хозяина.
У северян не так. У них нечисть — это народы. Причём народы пёстрые и многонациональные. То есть, например, не просто эльфы и гномы, а народ гор, народ эльфов и малый народец. В горах в основном разные тролли, огры и великаны. К эльфам как раз относятся и хюльдры, но не только. Да и вообще эльфы совсем не такие, как мы привыкли. Но у всех есть та самая дырка в спине. А маленький народец — это в основном никсы, крошечные человечки, живущие вблизи людей и искусные в ремёслах.
Второе, о чём стоит поговорить — это дыры в спине. Вообще мотив, что у нечисти нет спины встречается довольно часто. Но только у исландских эльфов это имеет какое-то описание. Мол, в спине именно дыра, напоминающая трухлявое дупло. Обычно же говорится, что нечисть просто нельзя увидеть со спины. Словно он спрайт в компьютерной игре, у которого отрисована только одна сторона. И как бы ты к нему не подходил, он будет повёрнут лицом, потому что больше у него ничего нет. Вернее, не лицом, а личиной. То есть маской. И потому для общения с нелюдями полезно и самому быть в маске. Ну или хотя бы ряженым. Как минимум в одежде наизнанку.
Дальше у нас механическая природа страха. Когда-то уже очень давно вычитал я, что у людей есть пять основополагающих страхов. Не так давно зашёл об этом разговор, и потом я попробовал найти источник, но так и не смог. Так что, увы, сослаться на авторитет отличный от своего не могу. Но убеждение это сидит во мне крепко, и, наверное, даже является одним из столпов моего мировоззрения.
Итак, с первыми тремя видами страха всё просто. Это страх насилия, беспомощности и неизвестности. С четвёртым чуть сложнее. В той беседе, после которой я искал источник, его назвали страхом хреновых друзей. Можно ещё сказать, что это страх предательства. Но вообще он про то, что люди вдруг окажутся не теми, кем мы их считали. И вести себя будут не так как мы ожидали. Например, общаешься ты с человеком годами, а потом выясняется, что он банан чистит не с той стороны, где удобная ручка, а с сухой пимпочки. Или что жадина говядина у него не солёный огурец, а турецкий барабан. И всё, мир рухнул в пучину экзистенциального ужаса.
Но весь этот разговор я завёл ради пятого вида страха. Это страх недоверия к себе. Когда ты не знаешь, чего ожидать сам от себя. Когда ты вдруг раз, и через неделю не преуспевающий телефонный коммивояжёр, названивающий незнакомым людям, чтобы рассказать об услугах стоматологии, готовой залечить тебе зуб из жалости, а флейтист на берегу канала в Амстердаме. Ну или, учитывая, что этих бубнильщиков всё больше заменяют боты, ты раз, и чатовская гопота, пишущая диплом какому-то студенту из России.
В общем, именно вот этот страх того, что ты вдруг сотворишь того, чего не собирался и открывает механическую природу страха. Когда мясные и железистые механизмы у нас внутри творят непонятные нам вещи, на которые мы можем только реагировать взрывами эмоций. Как граждане страны, в которой элита творит какую-то дичь. А простые обитатели никак ни на что не могут повлиять. И из своей головы даже эммигрировать нельзя. Так что только и остаётся либо убеждать себя, что всё нормально и идёт по плану. Или заходиться в припадках страха, возникающего, словно отход работы всей этой мозговой машинерии.
Ну и последнее, как и полагается самому важному. Про котиков. Почему котики такие милые на каком-то уровне сознания? Тут, конечно, можно было бы рассказать про совместную эволюцию, в которой котики научились людей умилять, а люди умиляться живущему рядом с ними дикому хищнику. И про селекцию, в которой люди всякий раз отбирали самых милых созданий, продолжая их род. И про токсоплазмоз, делающий мужчин более склонными к риску, а всех людей более сентиментальными. Но понятно, что всё это ерунда.
На самом деле котики вызывают у людей такие нежные чувства, потому что они материальное воплощение благодати в этом мире. Однажды, когда люди только освоили сельское хозяйство, и начали массово болеть от пришедших жить рядом с ними грызунов, голодать от них же, и вести войны из-за нехватки поеденного грызунами продовольствия, коты пришли и спасли людей.
Тысячелетиями жизнь человека была сложна и беспросветна. Но кошки приходили, тёрлись мягкой шкуркой, урчали, и спасали людей от стресса, о котором те даже не подозревали. И так было всякий раз. Кошки, как считается, до сих пор не приручены полностью. Но та степень прирученности, которая у них есть — это заслуга не людей, а самих котов. Всякий раз они приходят, словно ответ на молитву, и спасают, помогают, облегчают жизнь. Они несут нам идеалы либерализма, говорящие, что ценна любая личность, и с любым нужно обращаться с уважением, а может даже, толикой почитания. И это в противоположность собаководческой культуре, построенной на иерархии, в которой человек ждёт от низшего животного рабского послушания. Коты воплощают всё то, о чём мечтает человек. И потому они так притягательны.