Раз у нас 8 марта - расскажу кое-что любопытное об одной из моих любимых женщин. Помню несколько лет назад, мне попался какой-то твит певицы Мадонны, где она вопрошая “есть ли кто-то круче меня” или нечто подобное. Мне потребовалась доля секунды, чтобы сообразить - конечно есть.
Марлен Дитрих.
И хотя я довольно скверно разбираюсь в музыке и вполне сносно - в кинематографе, в моем сознании она в первую очередь феноменальная певица, а не актриса. А когда я прочитал её биографию, точно могу сказать - и феноменальная женщина.
И удивительной судьбы человек. Немка покорившая Голливуд и имевшая успех даже с концертом в СССР, хотя за все годы цензура пропустила в прокат лишь два её фильма. Женщина нарушавшая запреты и устанавливающая новые стандарты стиля и красоты. Раздвигавшая границы и рамки дозволенного и позволительного для своего пола. Женщина, что сводила с ума Эриха Марию Ремарка, Эрнеста Хемингуэя и Александра Вертинского. Острая на язык, решительная и бескомпромиссная. Талантливая танцовщица, актриса и секс-символ эпохи.
А еще, похоже что она была довольно неплохим человеком.
И похоже, просто ей это не далось.
Марлен не только называла Гитлера «австрийским художником-неудачником с идиотскими квадратными усиками», не только презирала немецкий фашизм и фашистов, по словам Дугласа Фэрбенкса-младшего, разрабатывала собственный план убийства преступного лидера Третьего Рейха! Разумеется, план осуществить не удалось, но сам факт.
Не желая быть причастной к тем ужасам, что творили нацисты, и не желая поверить, что ее народ может опуститься до таких варварств, она покинула страну (и помогла спастись еще нескольким неугодным ”режиму коричневорубашечников” людям). Министр пропаганды Геббельс дважды делал предложение сверхпопулярной Дитрих вернуться в Германию, предлагая 200 тыс. рейхсмарок за каждый снятый фильм и полную свободу творчества. Автор некролога Дитрих - Питер С. Флинт утверждал, что Гитлер лично предложил Дитрих чистый чек в обмен на её возвращение в немецкий кинематограф. Она им всем отказала. И потребовала запретить прокат всех ее фильмов на родине - не хотела участвовать в Геббельсовской пропаганде.
Занимая твердую антигитлеровскую пропаганду, она делала многое, лишь бы кошмар Третьего Рейха прекратился. На протяжении всей войны Марлен финансировала планы побега немецких евреев и диссидентов (за эти старания правительство США наградило эту женщину Президентской Медалью Свободы, Франция назвала её кавалером Ордена Почетного легиона, а правительство Бельгии окрестило её кавалером ордена Леопольда.)
В 1945 она вернулась в Германию, чтобы найти свою сестру. Нашла - в концлагере Берген-Бельзен. Она не была заключенной - просто женой офицера СС. Насмотревшись на всё это она произнесла много горьких слов - о стыде и разочаровании в соотечественниках, допустивших такое.
И знаете что самое удивительное? Даже после Нюрнбергского трибунала, после того как все преступления нацистов стали известны, даже после всего этого…
Многие немцы ей этого не простили.
Ни её ненависти к тому, чем была Германия с 1933 по 1945, ни слов об ответственности за произошедшее и позор молчания. Не простили, сочли её ангелом, что отвернулся от родины в трудный час.
Никогда бы не мог подумать, что такое бывает.
А еще, “нелюбимый ангел Германии” дивно пела персню “Sag' mir, wo die Blumen sind”.
Чарующая красота звучания.